Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Hawker Audax - Самолет-корректировщик, Великобритания, 1931
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Авиация Второй Мировой войны

Hawker Audax - Самолет-корректировщик, Великобритания, 1931


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2019.01.13
Просмотров: 498

Разработчик: Hawker
Hawker Audax - Самолет-корректировщик, Великобритания, 1931Страна: Великобритания
Первый полет: 1931
Тип: Самолет-корректировщик

Несколько позже, чем "Оспри", появился на свет самолет взаимодействия с армией "Одэкс". Машины такого класса сочетали функции ближнего разведчика, корректировщика, самолета связи и, в минимальной степени, непосредственной поддержки. Задание 7/31 было настолько близко к реальным возможностям "Харта", что отказываться от попытки приспособить бомбардировщик к новым требованиям казалось просто глупым. Тем более, что министерство прямо указало, что отдаст предпочтение модификации машины, уже состоящей на вооружении. Поэтому летом 1931-го один из серийных "Хартов" переделали в опытный "Одэкса". К этому времени поступил уже заказ на 40 бипланов. Первый серийный "Одэкс" поднялся в воздух в декабре 1931-го.
"Одэксы" оснащались моторами "Кестрел" IB3 в 530л.с. Они отличались длинными выхлопными патрубками, шедшими от коллекторов по обоим бортам за кабину летнаба. К шасси прикрепили крюк - "кошку" для подхвата донесений с земли. Стрелковое вооружение соответствовало "Харту", под нижним крылом находились четыре бомбодержателя для мелких бомб или грузовых контейнеров. Первой "Одэксы" получила 4-я эскадрилья в Фарнборо в начале 1932-го. В Египет и Судан отправляли самолеты с моторами "Кестрел" IIS. В 1933-м сделали специальную серию для Индии. В марте 1936-го небольшую партию собрали для зарождающейся авиации Малайи.
Иран в марте 1933-го заказал 30 машин с американскими звездообразными моторами "Пратт-Уитни" "Хорнет" S2B и трехлопастными металлическими винтами "Гамильтон". Первый такой самолет взлетел в августе 1933-го. Последние "Одэксы" этого заказа отправили в следующем году, когда от иранцев поступил новый контракт на 26 машин с двигателями "Пегасус" II. К апрелю 1935-го выполнили и его. Часть разведчиков получила усовершенствованные двигатели "Пегасус" IIM2. Иран приобрел лицензию, и еще пять разведчиков собрали в 1938-39 годах в Дошантепе.
В 1936-м "Хаукер" построила 34 самолета для Ирака. На первых машинах стояли моторы "Пегасус" IIM2, а на остальных - "Пегасус" VIP. Все они имели увеличенное вертикальное оперение по типу "Оспри". В Ираке "Одэксы" получили местное название "Ниср". Затем поступил заказ из Египта, пожелавшего получить машины с еще более мощными двигателями "Армстронг-Сиддли" "Пантер" (тоже звездообразными). В 1936-м изготовили опытный образец с мотором "Пантер" VIA, закрытым удлиненным капотом NACA. Оперение тоже выполнялось по типу "Оспри".
С марта 1937-го началась отгрузка заказчикам серийных самолетов, отличавшихся от опытного стрелковой установкой в задней кабине, стальным винтом вместо деревянного, хвостовым колесом, и пневматиками низкого давления. В 1937-м отправили шесть разведчиков, а в следующем году - еще 18, но с двигателями "Пантер" Х. В то время, как все экспортные заказы выполняла фирма "Хаукер", технику для английских ВВС по субподрядам изготавливали также "Глостер", "Бристоль", "Авро" и "Уэстленд". Производство "Одэксов" прекратили в 1937-м, выпустив всего 718 самолетов.
Английские и иракские "Одэксы" в апреле-мае 1941-го воевали друг против друга. После пронемецкого переворота регента Рашида Али иракские войска атаковали английскую авиабазу Хаббания. Там располагался учебный центр, где было немало всякого старья, в том числе и порядком изношенные "Одэксы" (больше половины всего парка). Когда иракская авиация (в том числе и "Нисры" - иракские "Одэксы") отбомбилась по аэродрому, а солдаты Рашида Али охватили базу кольцом, учебные машины использовали для ответных ударов. Самолеты поспешно оснастили бомбодержателями для бомб покрупнее, по типу "Харта". Экипажи укомплектовали и инструкторами, и курсантами. Взлетали с площадки для игры в поло. В одном случае подбитый "Одэкс" привел домой курсант, у которого действовала одна рука. "Одэксы" воевали, пока не прибыла более современная техника, отозванная с фронта. Даже когда англичане перешли в наступление, они еще участвовали в прикрытии атакующих колонн. Старые бипланы вывели из строя иракскую систему связи - пилоты просто рвали телефонные провода колесами на бреющем полете. Иракскую авиацию в ходе боев уничтожили практически полностью. "Нисры" встречались в воздухе над Хаббанией и Багдадом, несколько из них сбили английские истребители.
Перерывая архивные документы, я неожиданно обнаружил факт существования двух подобных машин в гражданской авиации Закавказья. В списках Армянского авиаотряда с июля 1942-го фигурирует некий "Хорт". В других бумагах машина именовалась уже правильнее - "Хаукер" "Харт". Она эксплуатировалась в Армении более двух лет. Летали на ней пилоты - М.К.Паракшеев, Б.А.Возяков, Г.А.Мурадян, В.И. Овсепян. В 1943-м еще один "Харт" возникает в составе Грузинского управления ГВФ с припиской "восстановленный". Прибыл он из мастерских № 33 в Тбилиси. Летал на этом самолете П.Д. Устинов. Я сначала решил, что это техника, эвакуированная из Прибалтики, но обратил внимание на то, что по документам на "Хартах" стояли моторы "Пратт-Уитни" "Хорнет". Никакие это не "Харты" - это иранские "Одэксы"! Когда в августе 1941-го советские и английские войска оккупировали Иран, в авиации последнего "Хинды" и "Одэксы" были весьма распространены. "Одэксы" состояли на вооружении всех четырех авиаполков и летной школы в Мехрабаде. Фактов применения их против советских войск не известно, а у англичан столкновения с иранской авиацией были. В августе один "Одэкс" стал жертвой английского истребителя. Всего английские историки пишут о шести уничтоженных машинах этого типа. Возможно, что самолеты, поступившие в ГВФ, попали к нам в Тебризе, где части 44-й армии захватили почти всю технику 2-го авиаполка. Но не исключено, что они стали трофеями в Мешхеде, где базировался 3-й полк.
Хотя эти машины описывались как "изношенные и морально устаревшие", они трудились в небе Закавказья до 1945-го. Лишь ненадолго грузинский самолет попал в ремонт и через месяц вновь встал в строй. Оба биплана "поставили на прикол" в феврале 1945-го. В апреле "Харт"-"Одэкс" армянского отряда еще стоял в Ереване. В акте инспектирования отряда записано: "...ввиду отсутствия технических данных и ресурсов самолета и мотора к дальнейшей эксплуатации не допущен и подлежит списанию".
В Афганистане некоторые "Одэксы" эксплуатировались до 1948-го. А иранские власти в том же году обратились к фирме "Хаукер" с просьбой поставить запчасти к имеющимся у них "Одэксам". Фирма с сожалением ответила отказом - выпуск давно прекращен, оснастка не сохранилась...

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Модификация Audax Mk.I
Размах крыла, м 11.35
Длина, м 9.02
Высота, м 3.17
Площадь крыла, м2 32.33
Масса, кг
пустого самолета 1333
нормальная взлетная 1989
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Kestrel IB
Мощность, л.с. 1 х 530
Максимальная скорость , км/ч 274
Крейсерская скорость , км/ч 250
Продолжительность полета, ч.мин 3.30
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6555
Экипаж 2
Вооружение: один передний 7,7-мм пулемет и один 7,7-мм пулемет Lewis на шарнирном креплении в задней кабине,
4 контейнера массой 9 кг или 2 контейнера массой 51 кг , размещенных на подкрыльевых узлах подвески.


Литература

Крылья Родины. Владимир Котельников. "Харт" и его братья
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Бомбардировщики 1939-1945
Francis K. Mason. Aircraft profile 57. Hawker Hart (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Putnam. Francis K. Mason. Hawker Aircraft Since 1920
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
AirEnthusiast. Hart Family
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!